Translate

понедельник, 31 марта 2014 г.

Крах однополярного мира


Крах однополярного мира
Страны, в которых живет две три населения земного шара, отказались поддерживать направленную против России резолюцию Генассамблеи ООН.
Как бы это ни было обидно для украинцев и для крымчан, страны-участники Генеральной Ассамблеи ООН в очень малой степени принимали во внимание перипетии крымского конфликта и проблемы самой Украины. По существу, голосование превратилось в своеобразный вотум доверия Соединённым Штатам. И хотя одобренному Америкой проекту резолюции удалось собрать большинство голосов (100 из 193-х), итогом прений стал очевидный крах модели однополярного мира.
Западные СМИ сосредоточились на довольно узком списке тех стран, которые голосовали «против» и фактически поддержали позицию России. Они подчёркивают, что наше Отечество оказалось в компании «стран-изгоев», многие из которых находятся в международной изоляции. Однако из внимания намеренно упущен куда более внушительный массив государств, которые воздержались или не приняли участия в голосовании. Если же приглядеться к геополитической географии «воздержавшихся», без труда можно обнаружить, что несогласие с Вашингтоном выразили практически все непокорённые Западом нации планеты, формирующие культурные очаги альтернативных Западу цивилизаций.
Анализ реестра не поддержавших США стран может стать своеобразным путеводителем по современным цивилизациям, составляющим культурное и ментальное многообразие человечества. Так, не одобрили прозападный проект резолюции почти все страны Индийской цивилизации (Индия, Непал, Шри Ланка, Бангладеш), за исключением крошечного Бутана. Воздержались или голосовали «против» страны, составляющие культурное ядро Дальневосточной цивилизации (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Лаос, Камбоджа, Мьянма). Несложно понять особую, проамериканскую позицию Южной Кореи, существование которой было в своё время обеспечено сотрудничеством с НАТО.
Единодушно отказались поддерживать Америку страны Персидского мира — Иран, Ирак, Афганистан, Сирия, Ливан. Религиозно связанный с Ираном Азербайджан оказался в ином лагере не только в силу турецкого влияния, но и как страна, пострадавшая от сепаратизма в случае с Нагорным Карабахом. В отличие от большинства стран планеты, включая Европу, азербайджанцы гораздо лучше знают ситуацию в СНГ и в данном случае могли руководствоваться прагматическим расчётом, а не этнокультурными симпатиями или геополитическими узами.
Как ни удивительно, Америка не обнаружила в ряду своих союзников ведущих стран Ближневосточной цивилизации — таких, как Египет, Алжир, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, а также религиозно близкий к ним Пакистан. Верность сохранили такие давние партнёры НАТО, как Турция и Саудовская Аравия, но нет никакой уверенности, что эти крупные региональные державы готовы к дальнейшему безоговорочному подчинению. Прошедшее голосование ещё раз подчеркнуло, что главный ожидаемый приз «арабской весны» — Египет отнюдь не хочет быть объектом иностранных манипуляций. Эта страна с древней историей и прочной традицией духовной самостоятельности будет активно настаивать на собственной субъектности в мировой политике.
Не принял участия в голосовании давний партнёр Америки — Израиль. Скорее всего, причиной особой позиции стала озабоченность еврейских лидеров неофашистскими тенденциями победившего Майдана. Как бы то ни было, древний народ, сохраняющий духовную дистанцию от всех существующих на планете цивилизаций, снова продемонстрировал свою способность проводить независимую политику, если дело идёт о безопасности евреев.
Не поддержали США ведущие страны Латинской Америки. Резолюцию бойкотировали не только представители откровенной боливарианской фронды — Венесуэла, Эквадор, Боливия, Куба, Никарагуа, но и крупнейшие региональные державы — Бразилия и Аргентина. Третий латиноамериканский гигант — Мексика — пока продолжает следовать в фарватере США в силу высокой экономической зависимости. Однако в недрах мексиканского общества пример счастливого воссоединения Крыма с Россией может пробудить ностальгию по утраченным в своё время территориям — Техасу, Нью-Мексико и Калифорнии. Мексиканская община, составляющая всё большую долю в населении этих штатов, рано или поздно тоже может поставить вопрос о возвращении своих земель на историческую Родину.
Отношение к предложенной резолюции разделило тропическую Африку. Если некоторые страны из числа примыкающих к Гвинейскому заливу, включая региональную сверхдержаву Нигерию, поддержали проект, то и южная оконечность, и восточное побережье чёрного континента дружно бойкотировали проамериканскую концепцию. Воздержались ЮАР, Намибия, Ботсвана, Замбия, Мозамбик, Свазиленд, Лесото, Ангола, Танзания, Уганда и даже историческая родина Обамы — Кения. «Против» голосовала Зимбабве. Не поддержали США оба Судана: северный — мусульманский и южный — христианский. Также лояльность к России проявили обе части некогда единой Абиссинии: традиционно близкая нам восточно-христианская Эфиопия и отделившаяся от неё мусульманская Эритрея. Верность Вашингтону в восточной части Африки сохранило только живущее за счёт заокеанской помощи государство-призрак Сомали.
Наконец, отказались проявить лояльность «дяде Сэму» почти все государства, связанные с Российской цивилизацией: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Монголия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Понятными исключениями стали сама Украина, а также Молдавия и Грузия. Поддерживая проект резолюции, эта тройка учитывала свои собственные территориальные интересы, затронутые сепаратными движениями Приднестровья, Гагаузии, Абхазии, Южной Осетии и т. д. Однако следует признать, что все национальные движения, приведшие к расколу Украины, Молдавии, Грузии и даже Азербайджана, в конечном счёте, порождены попыткой политических элит этих государств выйти за пределы Российской цивилизации и разорвать сложившиеся веками социальные связи. Россия не виновата в том, что значительные общественные группы вестернизирующихся стран СНГ (в том числе, группы, консолидированные по этническому признаку) не захотели покидать лоно родной цивилизации. Главной причиной территориального сепаратизма Тирасполя или Симферополя стал цивилизационный сепаратизм Кишинёва и Киева.
Стоит также отметить, что среди европейских стран не приняли участия в голосовании только цивилизационно близкие к России православная Сербия и православно-мусульманская Босния. Заслуживает внимания то, что страны, которым США не так давно оказывали «вооружённую помощь», продемонстрировали весьма холодное отношение к своим «спасителям». В числе поддержавших проект резолюции ГА ООН не оказалось ни Гренады, ни Сербии, ни Ирака, ни Афганистана. На сегодня Вашингтон может похвастать только «благодарностью» ливийского правительства — но, похоже, только потому, что ситуация в стране не стабилизировалась и ни одно правительство в Триполи не может удержаться без поддержки внешнего патрона.
Повторюсь ещё раз: кроме ближайших соседей по региону (Молдавия, Армения, Грузия и т. д.), большинство членов ООН не придавало значения правовым или историческим аспектам кризиса вокруг Крыма. По существу, вотировалось доверие или недоверие глобальной политике США, в орбиту которой отныне вовлечено новое правительство Украины.
Прошедшее голосование совершенно очевидно выявило раскол планеты на два больших лагеря: Запад и его сателлиты с одной стороны, непокорившиеся цивилизации — с другой. И хотя по числу мандатов в Генеральной Ассамблее ООН второй лагерь пока уступает первому, в странах непокорённых цивилизаций проживает почти две трети человечества.
Конечно, благодаря своему финансовому могуществу и военному превосходству, а также в силу наличия очевидного лидера в лице США, Западный мир пока остаётся наиболее влиятельной силой планеты. Остальные цивилизации разрознены и на сегодня не готовы открыто выступить против глобального западного доминирования, предпочитая манкировать приказами Вашингтона, противопоставляя им молчаливый саботаж.
Однако баланс сил — как экономический, так и демографический — неуклонно движется в сторону ослабления Запада и повышения удельного веса других цивилизаций. Сегодня, когда Россия приходит в себя после нокдауна девяностых, геополитическая расстановка получила дополнительный стимул для необратимых перемен. Россия, с её традицией национальной стойкости в борьбе за суверенитет, может стать точкой опоры для разнородного незападного мира — той точкой опоры, которая поистине передвинет Землю. Очень скоро те незападные страны, которые пока ещё следуют в русле вашингтонских директив, одна за другой начнут выходить из маршевой колонны и обретать геополитическую независимость. В ближайшей перспективе американским лидерам придётся считаться с тем, что планетой невозможно управлять из «вашингтонского обкома».
Владимир Тимаков

Комментариев нет:

Отправить комментарий