
Новая Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента 5 февраля 2010 года, опубликована на сайте Президента Российской Федерации. Ниже приводится ее полный текст.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина)
является одним из основных документов стратегического планирования в
Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в
государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную
защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине учитываются основные положения Военной доктрины
Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики
Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации
на период до 2020 года. Военная доктрина основана на положениях военной
теории и направлена на ее дальнейшее развитие.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля
над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы,
федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации
использованию политических, дипломатических, правовых, экономических,
экологических, информационных, военных и других инструментов защиты
национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.
5. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут
корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере
(военного планирования). Реализация Военной доктрины достигается путем
централизации государственного управления в военной области и
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной
власти.

6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а)
военная безопасность Российской Федерации (далее –
военная безопасность) – состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз,
связанных с применением военной силы или угрозой ее применения,
характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей
противостоять;
б)
военная опасность – состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов,
способных при определенных условиях привести к возникновению военной
угрозы;
в)
военная угроза – состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью
возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами,
высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств),
сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы
(вооруженному насилию);
г)
военный конфликт – форма разрешения межгосударственных
или внутригосударственных противоречий с применением военной силы
(понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая
крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные
конфликты);
д)
вооруженный конфликт – вооруженное столкновение
ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный
конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного
государства (внутренний вооруженный конфликт);
е)
локальная война – война между двумя и более
государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в
которой военные действия ведутся в границах противоборствующих
государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих
государств (территориальные, экономические, политические и другие);
ж)
региональная война – война с участием двух и более
государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными
вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств
поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в
воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны
будут преследовать важные военно-политические цели;
з)
крупномасштабная война – война между коалициями
государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой
стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного
конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного
количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации
всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил
государств-участников; и) военная политика – деятельность государства по
организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности
Российской Федерации, а также интересов ее союзников;
к)
военная организация государства (далее – военная
организация) – совокупность органов государственного и военного
управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов (далее – Вооруженные Силы и другие войска),
составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными
методами, а также части производственного и научного комплексов страны,
совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной
защите и вооруженную защиту Российской Федерации;
л)
военное планирование – определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего
обеспечения.
II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением
идеологической конфронтации, снижением уровня экономического,
политического и военного влияния одних государств (групп государств) и
союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее
доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных
процессов. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в
регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура
(система) международной безопасности, включая ее международно-правовые
механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.
При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные
опасности Российской Федерации усиливаются.

8. Основные внешние военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного права, приблизить военную
инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в
том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных
государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской
Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной
обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся
соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация
космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем
высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных
технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным
оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а
также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области
ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской
Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм
международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов
на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками
государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных
группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской
Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных
противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного)
экстремизма в отдельных регионах мира.

9. Основные внутренние военные опасности:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
в) дезорганизация функционирования органов государственной власти,
важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры
Российской Федерации.
10. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной
силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и военного
управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее
стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении,
контроля космического пространства, объектов хранения ядерных
боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и
других потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их
деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее
союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях
сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с
провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств
(групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации,
переводом органов государственного и военного управления этих государств
на работу в условиях военного времени.
11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами
достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и
способами вооруженной борьбы и применяемыми вооружением и военной
техникой.

12. Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного
характера; б)массированное применение систем вооружения и военной
техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;
г) усиление роли информационного противоборства;
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;
е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго
вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным
системам управления войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.
13.Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;
в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а
также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
г) заблаговременное проведение мероприятий информационного
противоборства для достижения политических целей без применения военной
силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции
мирового сообщества на применение военной силы.
14. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью,
избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой
маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных
группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой,
сохранение устойчивого государственного и военного управления,
обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
15. Для военных действий будет характерно возрастающее значение
высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия,
информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных
морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и
военной техники.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения
возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с
применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны,
региональной войны). В случае возникновения военного конфликта с
применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны,
региональной войны), ставящего под угрозу само существование
государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию
такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации
определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
Военная политика Российской Федерация направлена на недопущение гонки
вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов,
совершенствование военной организации, форм и способов применения
Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях
обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также
интересов ее союзников. Деятельность Российской Федерации по сдерживанию
и предотвращению военных конфликтов.
18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность
Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в
соответствии с нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации. Недопущение ядерного военного конфликта, как и
любого другого военного конфликта, – важнейшая задача Российской
Федерации.
19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки
на глобальном и региональном уровне, а также состояния
межгосударственных отношений в военно-политической сфере с
использованием современных технических средств и информационных
технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;
д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации
договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала,
усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках
Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
е) расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с
ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной
безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами
международного права;
ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными
вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного
доверия;
и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой деятельности, в том числе
под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным терроризмом.
Применение Вооруженных Сил и других войск
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время
20. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных
Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее
союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета
Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для
обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской
Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется
по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном
федеральным законодательством.
21. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство – участника Союзного государства или любые действия с
применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного
государства и осуществит ответные меры. Российская Федерация
рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как
агрессию против всех государств -членов ОДКБ и осуществит в этом случае
меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.
22. В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания
силового характера Российской Федерацией предусматривается применение
высокоточного оружия. Российская Федерация оставляет за собой право
применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее
союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в
случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного
оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской
Федерации.
23. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками
задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения
Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных
Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации,
приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и документами стратегического планирования по
вопросам обороны.
24. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав
миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по
решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация
выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного
реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные
угрозы государствам – членам ОДКБ и решения иных задач, определенных
Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения в порядке,
предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развертывания,
применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого
развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
25. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по
мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в
порядке, установленном федеральным законодательством и международными
договорами Российской Федерации.
26. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных
Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами
Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской
Федерации и федеральным законодательством.
27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:
а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности
и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих
их функционирование и применение, а также систем управления на уровне,
гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях
обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом
нападении, оповещение органов государственного и военного управления,
войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к
заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально
опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому
применению;
е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской
Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического
нападения;
ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне
орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и
реконструкция объектов специального назначения, строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного
мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения)
угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании
решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных
принимать такие решения в соответствии с международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом; п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных
на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и
мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях
проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
в) участие в обеспечении режима военного положения;
г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по
коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с
нормами международного права вооруженного нападения на другое
государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей
просьбой.
29. Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в военное время
являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников,
нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к
прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам
Российской Федерации и ее союзников.
Развитие военной организации
Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск
30. Основные задачи развития военной организации:
а) приведение структуры, состава и численности компонентов военной
организации в соответствие с задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на
эти цели достаточного количества финансовых, материальных и иных
ресурсов. Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов
отражаются в документах планирования долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления;
в) совершенствование системы противовоздушной обороны и создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации на основе рационального использования финансовых,
материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны;
ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных
ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники,
а также материально-технических средств;
з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и
других войсках, а также учреждений военного образования и подготовки
кадров;
к) совершенствование системы информационного обеспечения Вооруженных Сил и других войск;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
31. Основные приоритеты развития военной организации:
а) совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования;
б) развитие мобилизационной базы военной организации и обеспечение
мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;
в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения,
обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и других
войск – приведение их структуры, состава и численности в соответствие с
прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных
конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также
политическими, социально-экономическими, демографическими и
военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.
33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:
а) совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов
и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной
численности военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей
постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных
для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;
в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками;
д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и
специальной техники (материально-техническими средствами) и их
качественного освоения;
е) интеграции и скоординированного развития систем технического,
тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а
также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров,
военной науки;
ж) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.
34. Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
а) формирования и последовательной реализации военной политики;
б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;
в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;
г) обеспечения надежного функционирования системы управления
Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск;
е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем
проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных
Сил и других войск;
ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных
выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время;
з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил
и других войск, в том числе за пределами территории Российской
Федерации, в соответствии с международными договорами Российской
Федерации и федеральным законодательством;
и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;
к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
л) оптимизации количества военных образовательных учреждений
профессионального образования в сочетании с федеральными
государственными образовательными учреждениями высшего профессионального
образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации
по программе военной подготовки, а также оснащения их современной
материально-технической базой;
м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского
персонала Вооруженных Сил и других войск;
н) реализации установленных федеральным законодательством социальных
гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей, повышения качества их жизни;
о) совершенствования системы комплектования военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным
укомплектованием должностей рядового и сержантского состава,
обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных
Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по
контракту;
п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;
р)совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;
с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в области обороны.
Военное планирование
35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях
реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий
развития военной организации, а также строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.
36. Основные задачи военного планирования:
а) определение согласованных целей, задач и мероприятий строительства
и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, а также
развития соответствующей научно-технической и
производственно-технологической базы;
б) выбор оптимальных направлений строительства и развития Вооруженных
Сил и других войск, форм и способов их применения исходя из прогнозов
развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных
угроз, уровня социально-экономического развития Российской Федерации;
в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил и
других войск задачам их строительства, развития и применения;
г) разработка документов краткосрочного, среднесрочного и
долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
д) организация контроля выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
е) своевременная корректировка документов военного планирования.
37. Военное планирование осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.
IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ
38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого развития и поддержания
возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов
государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и
надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное
время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) достижение уровня финансового и материально-технического
обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на
нее задач;
б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и
распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на
обеспечение военной организации, повышение эффективности их
использования;
в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их
применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других
потребностей военной организации;
г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических
ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения)
Вооруженных Сил и других войск;
д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и
военного секторов экономики, координация военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с
заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.
Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой
40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой является создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в
соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других
войск, формами и способами их применения, экономическими и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами
вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил,
соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего
назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических
воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а
также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения,
военной и специальной техники с использованием унифицированных
компонентов;
в) развитие сил и средств информационного противоборства;
г) качественное совершенствование средств информационного обмена на
основе использования современных технологий и международных стандартов, а
также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как
части информационного пространства Российской Федерации;
д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;
ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с
системами управления оружием и комплексами средств автоматизации
органов управления стратегического, оперативно-стратегического,
оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.
42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в
государственной программе вооружения и других государственных программах
(планах). Оперативные решения по разработке военной и специальной
техники в случае оснащения иностранного государства новыми видами
вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами
43. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными
средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках
интегрированных и скоординированных систем технического и тылового
обеспечения.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в мирное время – накопление, эшелонированное
размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих
мобилизационное и стратегическое развертывание войск (сил) и ведение
военных действий (исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее
отраслей и организаций промышленности на работу в условиях военного
времени) с учетом физико-географических условий стратегических
направлений и возможностей транспортной системы.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в период непосредственной угрозы агрессии –
дообеспечение войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам
военного времени. 44.
Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения
группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и
предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и
материальных средств в ходе ведения военных действий с учетом
возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций промышленности
по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной техники.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
45. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса
является обеспечение его эффективного функционирования как
высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны,
способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в
современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить
стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках
высокотехнологичных продукции и услуг.
46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур;
б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в области
разработки, производства и ремонта вооружения и военной техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в
области производства стратегических и других образцов вооружения,
военной и специальной техники в соответствии с государственной
программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого
обеспечения производства и эксплуатации вооружения, военной и
специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе
отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих
разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения,
военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей
проводить качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы;
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и
критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт
находящихся на вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и
специальной техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или
создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки
принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники,
обладающих ранее недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования
развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения
эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством мер
экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного
заказа;
н) совершенствование деятельности организаций оборонно-промышленного
комплекса путем внедрения организационно-экономических механизмов,
обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса,
обеспечение социальной защищенности работников оборонно-промышленного
комплекса.
Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
47. Основная задача мобилизационной подготовки экономики, органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций
заключается в заблаговременной подготовке к переводу на работу в
условиях военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил и
других войск, а также в обеспечении государственных нужд и нужд
населения в военное время.
48. Задачи мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций:
а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации;
б) совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной
подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях
военного времени;
в) подготовка системы управления экономикой к устойчивому и
эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного
положения и в военное время;
г) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований,
мобилизационных планов организаций;
д) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для
производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей
Российской Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд
населения в военное время;
е) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных
для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при объявлении
мобилизации или использования в их интересах, а также в интересах
экономики Российской Федерации;
ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;
з) создание, сохранение и обновление запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов
продовольственных товаров и нефтепродуктов;
и) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и
военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного
риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся
национальным достоянием;
к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы
денежного обращения к особому режиму функционирования в период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;
м) организация воинского учета;
н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;
о) организация совместной мобилизационной подготовки органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций,
имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих мобилизационные
мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск на организацию и
состав военного времени.
Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами
49. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами (далее –
военно-политическое и военно-техническое сотрудничество),
международными, в том числе региональными, организациями на основе
внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии с
федеральным законодательством и международными договорами Российской
Федерации.
50. Задачи военно-политического сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и выполнение международных обязательств Российской Федерации;
б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами –
членами ОДКБ и государствами – участниками СНГ, дружественных и
партнерских отношений с другими государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в
различных регионах, в том числе с участием российских воинских
контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными
государствами и международными организациями для противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
а) с Республикой Беларусь: координация деятельности в области
развития национальных вооруженных сил и использования военной
инфраструктуры; выработка и согласование мер по поддержанию
обороноспособности Союзного государства в соответствии с Военной
доктриной Союзного государства;
б) с государствами – членами ОДКБ – консолидация усилий и создание
коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и
совместной обороны;
в) с другими государствами – участниками СНГ – обеспечение
региональной и международной безопасности, осуществление миротворческой
деятельности;
г) с государствами ШОС – координация усилий в интересах
противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном
пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;
д) с ООН, другими международными, в том числе региональными,
организациями – вовлечение представителей Вооруженных Сил и других войск
в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и
выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а
также участие в разработке, согласовании и реализации международных
соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления военной
безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих
Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.
52. Задачей военно-технического сотрудничества является реализация
целей и основных принципов государственной политики в этой области,
которые определены федеральным законодательством.
53. Основные направления военно-технического сотрудничества
определяются соответствующими концепциями, утверждаемыми Президентом
Российской Федерации.
Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением характера
военных опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной
безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации.