Translate

четверг, 25 сентября 2014 г.

Для разгрома терроризма в Ираке и Сирии нужна новая коалиция с участием России и Ирана


Для разгрома терроризма в Ираке и Сирии нужна новая коалиция с участием России и Ирана 
В продолжение своей встречи в Джидде 11 сентября с главами МИДа ряда арабских стран и Турции и Парижской конференции по Ираку 15 сентября с.г. госсекретарь Дж. Керри, пользуясь тем, что США являются в сентябре председателем СБ ООН, созвал 19 сентября специальное заседание Совета Безопасности для мобилизации усилий мирового сообщества на борьбу с «Исламским государством». Однако и на этот раз Вашингтон ничего эффективного не предложил, ограничившись лишь красивыми словесами. А 23 сентября ВВС США и их союзников приступили к бомбардировке сирийской территории, поставив регион на грань нового конфликта.
О чем говорили на Совбезе ООН и чего добиваются США
Внешне итоги этого мероприятия выглядят для мировых СМИ как достаточно продуктивные. СБ ООН решительно осудил деятельность террористических организаций, в том числе террористической группы, именующей себя «Исламским государством Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Члены Совета Безопасности призвали государства оказывать помощь иракскому правительству в его борьбе с террористами. Совет заявил о необходимости привлечь к ответственности лиц, совершивших нарушения норм международного права и прав человека в Ираке. СБ ООН в своем заявлении также потребовал положить конец финансированию терроризма и прекратить любую прямую и непрямую торговлю иракской нефтью с участием ИГИЛ. Это в первую очередь обращено к Катару и Кувейту (финансирование через частные фонды), а также Турции и Иордании (торговля контрабандной нефтью с ИГ).
Россия и Иран смотрят на борьбу с ИГ серьезно и по-другому
Но так и остался открытым вопрос – из кого конкретно будет состоять коалиция, создаваемая США, и какова будет роль основных соседей Ирака – Ирана и Сирии, без содействия которых нанести поражение ИГ невозможно. Не совсем понятно и то, каковой Вашингтону видится роль России, хотя накануне официальные американские представители заявляли о готовности сотрудничать в этом вопросе с Москвой. Но в каком формате? Ведь РФ не согласится на роль второстепенного члена коалиции, действующего по приказу США. Тем более что Москва выступает категорически против вооруженных действий на сирийской территории без согласования с законным правительством Дамаска и не понимает, почему американцы и их союзники под предлогом борьбы с террористами намереваются вооружать и тренировать отряды т.н. «умеренной оппозиции Б.Асаду». Ведь фактически – это возобновление попыток по свержению законных властей САР. Что касается Ирана, то здесь дела совсем запутаны. Госсекретарь Керри на словах не исключает сотрудничества с Ираном в связи с обострившейся ситуацией в Ираке. Об этом сообщил телеканал NBC News. А чуть раньше в некоторых СМИ прошла информация о том, что встреча представителей Вашингтона и Тегерана по Ираку может пройти «на полях» переговоров в австрийской столице по ядерному досье ИРИ.
Но все это было отвергнуто Ираном, который тоже, как и Россия, не намерен быть «на побегушках» у Вашингтона в борьбы против ИГ, а также поддерживать идеи бомбардировки сирийской территории. Уже 21 сентября спикер парламента страны Али Лариджани заявил, что Иран не присоединится к коалиции стран, борющейся с ИГИЛ, как сообщило агентство агентство ISNA. По его словам, намерения США являются абсурдными. «Империалистическая политика Вашингтона всегда поддерживала терроризм. Иран не доверяет США и не станет сотрудничать в борьбе с террористами ИГИЛ в Сирии и Ираке», − сказал он. Все это понятно, учитывая, что Вашингтон и Эр-Рияд фактически заблокировали намерение президента Франции пригласить главу МИД ИРИ на международную конференцию по Ираку в Париже 15 сентября.
Госсекретарь США Джон Керри, выступая 17 сентября перед комитетом по международным отношениям в сенате, заявил, что задача по борьбе с экстремистами из группировки «Исламское государство» (ИГ) может лечь на власти Ирана и Сирии, пишет The Telegraph. Однако глава иранского МИДа отверг возможность сотрудничества с США по этому вопросу. Между тем ранее на прошлой неделе верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи утверждал, что США тайно попросили Тегеран о сотрудничестве в борьбе с ИГ. Он подчеркнул, что в просьбе было отказано, учитывая «бесчестные намерения и запятнанные руки» США. Последние факт обращения в частном порядке не опровергли.
С позицией Тегерана в Совете Безопасности солидаризировался и представитель России при ООН Виталий Чуркин, который раскритиковал предложения США и назвал их «заидеологизированными». «Не следует придерживаться заиделогизированных подходов и двойных стандартов, деля террористов на “плохих”, которых нужно уничтожать, и “не очень”, с которыми якобы можно сотрудничать ради продвижения эгоистических национальных интересов и смены режимов», – сказал Чуркин в своем выступлении. Постпред РФ также подверг сомнению легитимность американских инициатив: «Для создания действительно широкой международной коалиции, любые действия в рамках борьбы с угрозой ИГИЛ и ему подобных группировок должны осуществляться в соответствии с принципами ООН, нормами международного права, на базе действующих антитеррористических инструментов ООН, в плотном взаимодействии с правительствами государств региона. Международная антитеррористическая операция должна проводиться либо с согласия суверенных правительств, либо с санкции Совета Безопасности ООН». Тем самым В.Чуркин вполне четко указал на необходимость взаимодействия с Ираном и Сирией и уважения сирийского суверенитета.
Выход есть
Надо отметить, что правительство Ирака многократно обращалось к международному сообществу с просьбой о помощи, в том числе и военной, в борьбе с ИГИЛ. Но в июне Обама отказал в этом. И тогда на помощь Багдаду пришли Тегеран и Москва, в том числе оказав конкретную военную помощь и не дав террористам войти в иракскую столицу. Кроме того, хотелось бы напомнить, что Россия также выразила обеспокоенность намерениями наносить удары по ИГИЛ не только на территории Ирака, но и на территории Сирии без согласия на то сирийского правительства. Сирия, как известно, является союзником России и Ирана. США отказываются сотрудничать и вступать в любое взаимодействие с правительством Башара Асада, так как считают его нелегитимным, а его режим и его политику – причиной гражданской войны в стране, унесшей сотни тысяч жизней мирных граждан.
Виталий Чуркин также предложил провести в Совете Безопасности «мозговой штурм» для обсуждения проблемы терроризма и экстремизма на всем пространстве Ближнего Востока и Северной Африки. Еще одним государством, не поддержавшим американские инициативы, стал Иран. Иранский представитель заявил, что «интервенции в регионе позволили вырасти экстремизму и сделали его еще более радикальным и кровавым». «Инициатива борьбы с экстремизмом должна исходить изнутри региона – и борьба с ИГИЛ в этом вопросе не исключение», – отметил иранский представитель.
Некоторые эксперты критикуют предложение президента Обамы помогать умеренным повстанцам в Сирии для борьбы с ИГИЛ, так как, по их мнению, разграничить умеренные группы от радикальных не всегда бывает возможно. Однако на этой неделе Конгресс США, после продолжительных слушаний и многочисленных консультаций, одобрил выделение финансовой и военной помощи умеренным сирийским повстанцам общим объемом в 500 млн. долл. По мнению американских законодателей и Белого дома, эта помощь будет способствовать победе над террористами ИГИЛ в регионе.
В этой ситуации совершенно очевидно, что создаваемая Вашингтоном коалиция вряд ли сможет победить ИГ, но зато успешно перенаправит часть ее сил на наступление против Башара Асада. 20-22 сентября отряды исламистов уже захватили несколько десятков сирийских деревень на севере страны, население которых бежало в Турцию.
22 сентября США и ряд их союзников из арабских стран стали бомбить территорию САР, что еще более обострило ситуацию. МИД Сирии сообщил, что США оповестили представителя САР при ООН о начале нанесения авиаударов про позициям «Исламского государства» (ИГ) на сирийской территории. Однако, информировать вовсе не означает получение разрешения сирийских официальных властей. Не случайно, поздно вечером 22 сентября во время телефонной беседы с генсекретарем ООН Пан Ги Муном в ходе обсуждения борьбы с боевиками «Исламского государства» президент России Владимир Путин подчеркнул, что все авиаудары, наносимые в Сирии по базам террористов, необходимо обязательно согласовывать с руководством их страны.
В этих условиях боевики ИГ могут изменить тактику и стратегию, перейдя к новому походу на Багдад, или же начав проводить террористические акты в США, европейских странах и тех арабских государствах, которые стоят на стороне Вашингтона. То есть неуклюжие действия Белого Дома лишь подлили масла в огонь конфликта с ИГИЛ в Ираке, а теперь еще и Сирии, вместо того, чтобы сначала создать широкую международную антитеррористическую коалицию.

1 комментарий:

  1. Учитывая складывающуюся ситуацию, видимо, Москве, Тегерану и Дамаску стоило бы продумать создание своей собственной коалиции для помощи Багдаду, который не доволен тем, как намерены США бороться с ИГ. А заодно эта коалиция смогла бы стать на защиту законных властей САР. Учитывая, что США и их союзники не готовы к проведению наземной операции против боевиков «Исламского государства», которые контролируют до половины Ирака и более трети Сирии, нужно продумать, как нанести эффективный удар по ИГ иными средствами. Ясно, что здесь не обойтись без участия иранских войск, включая бронетехнику и артиллерию. Иранский воинский контингент стал бы серьезным подспорьем для иракской армии, которая сейчас сильно ослаблена. Кроме того, контрнаступление вооруженных сил САР на позиции ИГ с запада, синхронизированное с наступлением иракской армии и иранского воинского контингента, смогло бы существенно сузить зону контроля исламских боевиков. Россия же могла бы помочь с планированием общей операции, направить своих военных советников в Ирак и Сирию, а также поставить тяжелое вооружение ВС всех трех стран – ИРИ, Ирака и САР. При этом ВВС РФ смогли бы наносить эффективные авиаудары по позициям ИГ, действуя с территории Ирака, Ирана и Сирии. Но для этого нужно согласие вышеупомянутых государств. И тогда бы Багдад, Дамаск и Тегеран при содействии Москвы смогли без всякого американо-натовско-арабского участия нанести ИГИЛ и международному терроризму в целом сокрушительный удар, не на словах, а на деле прекратив вакханалию экстремизма на Ближнем Востоке.

    ОтветитьУдалить