Translate

четверг, 25 сентября 2014 г.

Запад стремится к военному сдерживанию России («El Universal», Венесуэла)

В библиотеке российского посольства в Венесуэле сохранилась нетронутой обстановка советских времен. Светильники, кресла и старый дисковый телефон свидетельствуют о том, как россияне хранят воспоминания об исчезнувшем Советском Союзе.

В этом помещении посол России в Венесуэле Владимир Заемский отстаивает позицию своего правительства в украинском конфликте, обострившегося после отделения Крыма от Украины, и предупреждает, что санкции западных стран в отношении энергетической отрасли и банковской сферы России приведут лишь к тому, что страна станет развивать свою собственную промышленность и станет более независимой.

По мнению Заемского, чьи украинские корни позволяют ему со знанием дела говорить по данному вопросу, «мир на Украине возможен лишь через широкий национальный диалог с участием всех областей и политических сил страны». Он подчеркивает, что в настоящее время с использованием методов холодной войны разрабатывается стратегия, нацеленная на сдерживание России, чему Москва готова противостоять.

Франк Лопес Бальестерос: Как бы Вы назвали то, что произошло в Крыму?

Владимир Заемский: Я уверен, что население Крыма воссоединилось с остальной частью России, поскольку следует помнить о том, что этот полуостров всегда был частью России, сначала царской, а потом советской. Крым был исторически связан с нашей страной. Общеизвестно, что почти 90% его населения говорит по-русски, есть евреи, большое количество крымских татар, но большинство населения всегда было русским. Все дело в том, что в 1954 году по решению тогдашнего руководителя СССР Никиты Хрущева Крым был передан Украине. После распада СССР Крым стал автономным и независимым субъектом, но в 1995 году этот статус был аннулирован Киевом. Когда мы говорим об исторических фактах, нужно помнить обо всех подробностях.

— В таком случае присоединение Крыма нельзя рассматривать как аннексию, с учетом того, что Крым был частью Украины?

— Я бы назвал это воссоединением, поскольку Крым вернулся в состав России не потому, что Москва так решила, а на основе волеизъявления населения Крыма. Как я уже сказал вначале, жители Крыма лишь отреагировали на происходящее в Киеве. Они увидели, как неонацистские силы пришли к власти, совершив государственный переворот, потому что именно это и произошло в стране: президент мог сложить свои полномочия только в результате смерти, снятия с должности или отставки. В действительности же произошло следующее: министры иностранных дел Германии, Франции и Польши прибыли на Украину, чтобы помочь тогдашнему президенту Виктору Януковичу и оппозиции в выработке решения. Это решение было найдено, стороны подписали договоренность, но на следующий же день оппозиция ее нарушила и захватила власть. Называть это аннексией не совсем правильно, поскольку жители Крыма, увидев то, что происходит в Киеве, предприняли шаги в сторону того, к чему давно стремились. Референдум, хотя и был организован быстро, но прошел спокойно и без крови.

— То, что произошло сейчас в Крыму, напрямую связано с событиями в Косово в 90-е годы прошлого века.


— По каким-то причинам США приветствовали все, что происходило в Косово, и приложили максимум усилий, чтобы все закончилось как можно быстрее. Там не было ни референдума, ни чего-то в этом роде, хотя представители органов власти Сербии и Косово выступали с заявлениями протеста. Процесс шел медленно, но шел. Но вот вдруг США и страны Евросоюза выбрали определенную дату и сказали «в этот день мы должны действовать». Наступил этот момент и, заявив, что процесс не движется, они в одностороннем порядке признали независимость Косово. Разве так нужно поступать в подобных случаях? Нет, конечно. И почему в одном случае они уважают право на самоопределение, а в другом нет? Мы этого не понимаем. То, что происходит на Украине, совсем не ново. Просто дело в том, что процессы на этой части бывшего СССР обострились до такой степени, что несоблюдение многих гражданских прав киевскими властями дошло до такой степени, что вызвало возмущение людей, проживающих на юго-востоке страны. Многие жители Украины не могли смотреть российское телевидение, было очень мало школ с преподаванием на русском языке. Эти проблемы существовали в течение всех 22 лет, прошедших после распада СССР.

— Президент Украины Петр Порошенко посетил США, чтобы обратиться с просьбой о военной помощи и усилением давления в связи с тем, что он называет «агрессией России». Что Вы можете сказать по этому поводу?


— Слова Порошенко в Вашингтоне о том, что украинские силовики воюют на юго-востоке страны за так называемый «свободный мир», являются ложью и сказаны лишь для того, чтобы угодить правым кругам крупнейших западных стран. То, что мы в действительности наблюдаем на Украине после государственного переворота в феврале нынешнего года, представляет собой попытки нынешних властей устранить тех людей, которые не захотели принять антиконституционные перемены и их последствия. Референдум в Крыму, в ходе которого большинство населения высказалось за выход из состава Украины, был вызван государственным переворотом в Киеве и стал законной формой защиты интересов меньшинства.

Относительно присутствия российских войск в Крыму накануне и во время референдума мы слышали обвинения в том, что это якобы нарушение суверенитета Украины.

Действительно, в феврале на полуострове находилось 12 500 российских военнослужащих, а в начале марта их число возросло до 22 000. Но это полностью соответствует 2-й главе Договора между Россией и Украиной о параметрах присутствия российского Черноморского флота, в соответствии с которой в Крыму может быть дислоцировано до 25 000 российских военнослужащих. Таким образом, мы нарастили свое присутствие, но даже не достигли разрешенного числа войск. А пошли мы на это для обеспечения спокойствия, потому что украинские неонацистские силы попытались устроить еще один майдан, на этот раз - в Крыму. Мир на Украине возможен лишь через широкий национальный диалог с участием всех областей и политических сил страны.

— Украинские власти решили предоставить самоуправление Донецкой и Луганской областям. Какими видами полномочий необходимо наделить эти области с особым статусом? 


— Откровенно говоря, мы не можем давать какие-либо советы, поскольку решать этот вопрос должно население данных областей совместно с киевскими властями. Некоторые люди утверждают, что проблема не имеет решения, но диалог играет важную роль. Нас очень беспокоит гуманитарная ситуация на Украине, поскольку в ходе так называемой антитеррористической операции вооруженные силы Украина широко используют тяжелую артиллерию, системы залпового огня, авиацию, даже ракеты и фосфорные бомбы. Донецк и Луганск подвергались массированным воздушным ударам, в ходе которых более 2 000 человек погибли и более 5 000 получили ранения, в том числе множество детей.

Помимо огромных людских потерь, оказались разрушенными жизненно важные объекты инфраструктуры, включая электро- и водоснабжение, административные и жилые здания. Вследствие опасной обстановки и разрушения школ в Луганской и Донецкой областях не начался учебный год. В Луганске около 250 000 человек не обеспечены водой.

За последние пять месяцев более 830 000 граждан Украины переместились на территорию Российской Федерации. С начала года более 254 000 человек обратились к российским властям с просьбой о предоставлении им статуса беженца. Поэтому мы не считаем, что этот конфликт можно решить с помощью силы, необходим ясный диалог между сторонами.

— Как Вы считаете, оказала ли Россия помощь ополченцам вооружением, подготовкой и формированием сил? Именно в этом прежде всего Запад упрекает Россию, принимая во внимания гибель малазийского самолета, сбитого над Украиной.


— Хотел бы начать именно с гибели малазийского самолета, с этой страшной трагедии. Начиная с 17 июля, мы требуем проведения открытого и объективного международного расследования. С сожалением вынуждены констатировать, что расследование катастрофы идет крайне медленно. Доклад, представленный международной комиссией, не содержит убедительной информации об обстоятельствах авиакатастрофы. Не было проведено глубокого и объективного расследования, которое включало бы в себя сбор и анализ остатков самолета, поиск фрагментов тел и патологоанатомическую экспертизу. Министерство обороны РФ и Росавиация не получили ответов на вопросы, которые они сформулировали уже давно. В частности, почему самолет изменил маршрут, почему в том же районе пролетал украинский военный самолет, почему на земле происходила передислокация военных. Мы хотим знать, как произошла трагедия, поскольку налицо - попытки использовать случившееся как основание для введения новых санкций в отношении России.

— Действительно, в отношении российских должностных лиц вводятся все новые санкции, и прежде всего - в отношении ближайшего окружения президента Владимира Путина. Какую истинную цель они преследуют?

— Думаю, что это реакция определенных кругов западных стран, пытающихся наказать Россию, не сумевших добиться цели, к которой они стремились, а именно — сдержать Россию. Ради этого они окружают Россию сетью военных баз.

В целом, мы считаем, что все действия, предпринятые после распада Советского Союза — к сожалению, сейчас мы можем это констатировать — были направлены на то, чтобы окружить Россию различными способами. Потому что, когда прекратил свое существование Советский Союз и была распущена Организация Варшавского договора, высказывались предположения и о возможном роспуске НАТО, однако этого не произошло.

Затем начали звучать заявления о необходимости создания пространства безопасности от США до Среднего Востока. И главный принцип состоял в том, что эту безопасность должны были поддерживать все. Заверяли нас также и в том, что не разместят войска на территории бывшей Германской Демократической Республики, но потом забыли об этом. Потом обещали, что не будут принимать в Североатлантический союз бывшие социалистические страны и членов Организации Варшавского договора, но забыли и об этом.

Вблизи наших границ появляется система противоракетной обороны, и когда мы спрашиваем о причинах ее развертывания, нам отвечают, что поводов для беспокойства нет. Единственный вывод, который напрашивается, состоит в том, что они хотели окружить Россию, в том числе и посредством приема Украины в члены НАТО, чтобы таким образом замкнуть кольцо. Когда же им это не удалось ввиду решения о воссоединении Крыма с Россией, что само по себе стало важным геополитическим шагом, то они решили, что единственным путем для достижения их цели являются санкции.

— Но исторически доказано, что эти санкции мало что дают... Какой сейчас от них можно ожидать эффект?

— Думаю, что это полное безумие для XXI века. Бизнесмены этих стран выступают против подобных мер, поскольку такие препятствия наносят ущерб торгово-экономическому сотрудничеству. США и Евросоюз должны бы понимать, что принцип «око за око» - не лучший способ выстраивания международных отношений, который в итоге причиняет вред мировой экономике.

Если проанализировать воздействие этих санкций, то станет видно, что в первую очередь они наносят ущерб Евросоюзу, а не США, поскольку объем нашей торговли со странами Европы в десять раз больше, чем с США.

— И какие шаги предпримет Россия?


— Президент Путин недавно очень верно подметил, что мы должны обратить эти санкции на благо страны, чтобы развивать собственное производство, поднять страну на новый технологический уровень и экспортировать не только сырье, но и промышленную продукцию.

— Некоторые круги считают, что Путин одержим жаждой власти, что он - авторитарный правитель, стремящийся возродить славу Советского Союза. Как воспринимают в Вашей стране подобные утверждения?

— Прежде всего, должен сказать, что Путин — патриот России, и, естественно, он хочет сделать свою страну как можно более сильной как в экономическом, так и в военном плане, чтобы обеспечить оборону огромной территории. В этом нет ни малейшего сомнения. Но ни Путин, ни другие руководители моей страны, ни народ в целом не желают ни расширения территории, ни развязывания войны ради достижения этой цели.

Рейтинг популярности Путина вырос невероятно и, согласно последним опросам, составляет 84%. Я считаю это вполне естественным, поскольку если страна подвергается санкциям, а руководитель пытается ее защитить, народ выступает в его поддержку. Путин - человек благоразумный и весьма выдержанный по отношению к другим странам, но я вполне могу понять его естественную реакцию на недружественные санкции со стороны западных стран.

— Наверное, неслучайно, что впервые за все время существования Евросоюза важные должности в нем были отданы представителям бывших стран социалистического лагеря? Не говорит ли это о стремлении Брюсселя к расширению на восток, по крайней мере, в политическом плане?

— Нет, не думаю. Представителям этих стран достались некоторые важные должности, но это является результатом баланса интересов между различными группами внутри ЕС. В целом, эта организация, состоящая из 28 членов, трудноуправляема, поскольку принимать решения на основе консенсуса весьма непросто. Из вновь назначенных руководителей ЕС можно выделить трех основных: представителя Люксембурга, Италии и Польши. Полагаю, что это баланс между различными группами ЕС. О чем действительно следует помнить, так это о борьбе, которая идет внутри ЕС между странами севера и юга, причем, она - гораздо более острая, чем между странами Восточной и Западной Европы. Исходя из этого, весьма важным представляется поддержание хороших отношений.

— Во что может вылиться проект ЕАЭС?

— После роспуска СССР оказались нарушенными многие связи, поскольку, в соответствии с принципом разделения труда, чтобы, допустим, построить истребитель-бомбардировщик, многие детали производились в разных районах страны. Это был единый организм, и поэтому мы стремились, чтобы все получали прибыль. Такова была форма управления народным хозяйством в СССР, что являлось вполне логичным, поскольку речь шла о большой стране.

Когда прекратил свое существование социалистический лагерь, были разорваны многие связи. По прошествии лет бывшие советские республики поняли, что лучше объединить усилия в определенных областях. Поэтому даже бывший президент Украины Виктор Ющенко поддержал СНГ. Около десяти лет тому назад экономисты подсчитали, что в случае объединения экономик России, Украины и Белоруссии, их ВВП вырастет на 40%.

Этот потенциал сейчас теряется. Но в итоге Россия, Казахстан и Белоруссия пришли к соглашению об объединении своих усилий, сейчас вопрос о присоединении к ЕАЭС рассматривает Армения. Надеюсь, что это осознают и другие бывшие союзные республики. Мы сейчас предпринимаем те же самые шаги, которые уже давно предпринял Евросоюз.

Вполне естественным представляется то, что по мере нашего развития мы будем расширять сотрудничество как со странами нашего союза, так и с ЕС. Но если европейцы продолжат следовать своей нынешней политике, то, я думаю, мы пойдем иным путем. В любом случае, мы имеем то, что имеем, и будем развивать свою собственную экономику.


Источник: inosmi.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий