Translate

суббота, 28 сентября 2013 г.

Натовская конфетка для Тбилиси

Натовская конфетка для Тбилиси  Подразделения грузинских  вооруженных сил с 2015 года станут частью Сил быстрого реагирования  НАТО, заявил 16 сентября министр обороны страны Ираклий Аласания. По его словам, решение Североатлантическим альянсом принято три недели назад, и это является «высочайшим признанием грузинских вооруженных сил». С точки зрения главного редактора журнала «Национальная оборона»  Игоря Коротченко, более тесное взаимоотношение Грузии с НАТО в виде ее участия в Силах быстрого реагирования блока может достаточно негативно повлиять на весь регион. «Во-первых, Грузия – страна-агрессор, до сих пор не признающая за собой такой ответственности. Во-вторых, это может привести к тому, что Грузия станет плацдармом для действий США в регионе», – приводит слова Игоря Коротченко ИА REGNUM.

ДЕМОКРАТИЯ ПО-НАТОВСКИ

Как известно, решение о развертывании Сил быстрого реагирования НАТО было принято в Брюсселе на совещании министров обороны 28 стран – членов альянса, состоявшемся 21–22 февраля. Их создание было предусмотрено в «оборонном пакете Чикаго», принятом в мае прошлого года на саммите НАТО, и включающем две инициативы: «умная оборона» и «соединенные силы». Центральным звеном второй инициативы «оборонного пакета Чикаго» под названием «соединенные силы» как раз и стало создание Сил быстрого реагирования НАТО, которые будут находиться в постоянной готовности.
По словам генсека альянса Андерса Фог Расмуссена, этим силам, сформированным из компонентов сухопутных войск, ВВС и ВМС стран – членов блока, будет обеспечено приоритетное финансирование, они будут постоянно тренироваться, станут «школой сотрудничества и одновременно инструментом быстрого реагирования». Как видим, Силы быстрого реагирования будут важнейшей составной частью ОВС альянса, которые созданы на основании ст. 3 Североатлантического договора. Эта статья и определяет, что «в интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно… будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением». Таким образом, для того чтобы подразделения ВС Грузии с 2015 года могли стать частью натовских Сил быстрого реагирования, страна должна быть принята в альянс. В противном случае будет иметь место нарушение Североатлантического договора.

Естественно, станет или не станет Грузия членом НАТО, будет решать руководство альянса на основании этого Договора. К примеру, в конце мая президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос объявил: в июне Министерство обороны страны и НАТО подпишут соглашение об обмене секретной информацией, что позволит «начать процесс сближения и сотрудничества с дальнейшим прицелом на вступление Колумбии в альянс». Соседи Колумбии по Латинской Америке отнеслись к ее натовским амбициям резко отрицательно. Впрочем, в НАТО эти обеспокоенности быстро сняли. Как пояснил газете «Коммерсантъ» источник в альянсе, разговоры о потенциальном членстве Колумбии бессмысленны, так как в статье 10 Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне в 1949 году, говорится: к НАТО может присоединиться «любое европейское государство, способное вносить свой вклад в безопасность региона». В альянсе разъясняют: для начала хотя бы теоретических разговоров о расширении НАТО за пределы Европы и Северной Америки необходимо изменить базовый документ – Вашингтонский договор 1949 года. Однако некоторые изменения в этот договор уже вносились. Как известно, в НАТО в 1952 году пренебрегли статьей 10 Договора и приняли в альянс Турцию, которая расположена в Азии. В связи с этим в статью 6 Договора было внесено дополнение, убедительно подчеркивающее этот факт: «В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение: на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, территорию Турции… (выделено внесенное дополнение. – Авт.)».

Кроме того, прием Турции в НАТО привел к нарушению еще одного международно-правового документа. Дело в том, что военно-политические союзы функционируют на основе Устава ООН, в котором статья 51 говорит о праве каждого государства на коллективную самооборону. В частности, в Североатлантическом договоре статья 5 содержит ссылку на это положение Устава ООН. Каким образом это право каждое государство может реализовать, определяет его статья 52. В ней предусматривается возможность существования для этих целей только «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий…», то есть исключается возможность создания глобального союза. Поскольку понятие «регион» не может охватывать весь земной шар или большую часть его континентов. Поэтому в Североатлантическом договоре регион включает Европу, северную часть Атлантического океана и Северную Америку, а в статье 10 определено, что членами альянса в будущем могут быть только европейские государства, тем самым и было соблюдено требование статьи 52 Устава ООН.

Сегодня такая же картина наблюдается и с возможным присоединением Грузии к НАТО, поскольку в атласе «Все страны и территории мира. Новый географический справочник ЦРУ» (Издание «The World Factboor 2007», США) указано, что Грузия географически расположена в Юго-Западной Азии. Представляется, что нынешние идеологи присоединения Грузии к альянсу придерживаются советской трактовки географической границы между Азией и Европой, когда было принято считать ее в Закавказье совпадающей с советско-турецкой границей. Таким образом, присоединение Грузии к НАТО также будет означать нарушение статьи 10 Североатлантического договора, а самое главное – Устава ООН. Уже стало догмой постоянное утверждение в натовских кругах, что расширение НАТО автоматически означает и расширение демократического пространства в Европе. Между тем один из принципов демократического политического режима гласит, что «разрешено все, кроме того, что запрещено законом». Возникает вопрос: как можно расширить демократическое пространство в Европе, нарушая международные правовые акты?

САМО РАССОСЕТСЯ

Представляется, что стремлением сделать из НАТО борца за демократию объясняется и характер требований к будущему члену альянса. В частности, 26 июня на пресс-конференции во время своего визита в Тбилиси Расмуссен отметил, что «полная евро-атлантическая интеграция Грузии – наша общая цель. Если Грузия удовлетворит необходимые требования, она обязательно станет членом НАТО». Каковы же эти, требования генсек альянса рассказал в Тбилиси еще в 2011 году. В первую очередь, по словам Расмуссена, необходимо усовершенствовать избирательную реформу. Во-вторых, надо укрепить «верховенство закона». И в-третьих, как следствие, нужно «продолжить судебную реформу и подключить к этим процессам гражданский сектор». Каких успехов достигла Грузия в проведении этих реформ под руководством президента Михаила Саакашвили и патронажем НАТО, рассказал в недавнем интервью израильской газете «Соф Шавуа» премьер-министр страны Бидзина Иванишвили: «В действительности он не уважал законы Грузии. Он талантлив, он обманул весь мир... Он явился как демократ. Его поддерживали все, однако потом догадались, что он строит авторитарный режим…»

По всей видимости, именно по этой причине генсек НАТО и не говорил в Тбилиси о самом главном требовании к любому кандидату в члены альянса – отсутствии неурегулированных территориальных проблем. Об этом не было сказано ни в 2011 году, ни позднее. Вот когда на Бухарестском саммите НАТО весной 2008 года Грузию обещали принять в альянс, то там как раз, по всей видимости, и шла речь о необходимости решения проблем с Абхазией и Южной Осетией. В результате этот разговор и подтолкнул Михаила Саакашвили, как амбициозного и авторитарного руководителя, к силовому возвращению Южной Осетии под юрисдикцию Грузии в августе 2008 года. Дуг Бандоу, в прошлом специальный помощник президента Рональда Рейгана, ныне – научный сотрудник аналитического центра «Американский консервативный альянс по оборонной политике», в статье «Электоральный шок в Грузии: Тбилиси пора избавиться от стремления в НАТО», опубликованной в Forbes в октябре 2012 года, писал: «Самым большим провалом внешней политики Саакашвили стало начало в 2008 году войны с Россией, в которой он потерпел поражение. Точно так же как Грузия в свое время вышла из состава Советского Союза, от грузинского государства отделились Абхазия и Южная Осетия, причем не без помощи Москвы. Однако эти республики имели такое же право на независимость, как и Грузия, когда она отделялась от СССР. Увы, Саакашвили считал, что право на самоопределение распространяется только на его народ, и вторгся в пределы Южной Осетии, несмотря на присутствие там российских войск (российского миротворческого контингента. – Авт.)».

Возможно, в Североатлантическом альянсе сейчас и выжидают, когда все же грузинское руководство наконец поймет, что народы Абхазии и Южной Осетии не хотят жить в составе Грузии и даже НАТО не заставит их это делать. Значит, Грузии рано или поздно придется признать государственный суверенитет этих республик. То есть в альянсе, по всей видимости, решили действовать по принципу «само рассосется» и только после этого решать вопрос о присоединении Грузии к блоку. Тем более опыт Косово, которое получило независимость от Сербии благодаря НАТО, у всех на виду. А пока натовские чиновники откладывают этот процесс, выдвигая к Грузии различные требования, на выполнение которых нужны годы. В противном случае может произойти то, о чем написал Дуг Бандоу 29 апреля в The National Interest, в статье «Опасный дрейф Грузии в сторону НАТО»: «Предполагается, что НАТО должно делать Америку более защищенной. Но продвижение НАТО до пределов Грузии усилит вероятность возникновения войны. В случае начала боевых действий Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией в них может втянуться Москва, а это приведет к конфронтации НАТО с Россией. В результате может начаться война, которой Западу удавалось избегать на всем протяжении холодной войны. Конечно, воевать будут в основном американцы – и этот конфликт имеет опасную возможность перерасти в ядерный, особенно учитывая относительно слабые неядерные силы России».

И совсем не факт, что этот сценарий маститого специалиста по международным отношениям является фантастикой. Вот что пишет в своей книге «Нет чести выше» бывший госсекретарь США Кондолиза Райс о первом заседании Совета национальной безопасности после начала войны в августе 2008 года. «Заседание проходило довольно бурно, раздавалось много горячих заявлений о России. На каком-то этапе вмешался Стив Хэдли (советник Белого дома по вопросам национальной безопасности), что он делает редко. Это случилось в разгар бурных разговоров о том, чем могли бы пригрозить США. «Я хочу задать вопрос, – сказал он в своей обычной сдержанной манере. – Мы готовы вступить в войну с Россией из-за Грузии?» В комнате повисла тишина, мы успокоились и завели более продуктивный разговор о мерах, которые могли бы предпринять», – вспоминает Кондолиза Райс. Хотелось бы надеяться, что из описанной ситуации сделаны правильные выводы в США, главном идеологе присоединения Грузии к альянсу во времена президента Джорджа Буша. Хотя после него фактически ничего не изменилось. Подтверждением этого и служит очередная натовская конфетка для Грузии в виде обещания включить в 2015 году подразделения грузинских вооруженных сил в состав Сил быстрого реагирования НАТО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий