Translate

понедельник, 10 марта 2014 г.

Попытки изоляции мировой державы бесперспективны (МИД России)

  
Попытки изоляции мировой державы бесперспективны (МИД России) 
Статья Посла по особым поручениям МИД России, кандидата исторических наук К.М.Барского
В современном мире, насквозь пронизанном соединительными тканями глобализации, сама идея международной изоляции крупного государства, а тем более мировой державы, любому здравомыслящему человеку должна a priori показаться очевидной несуразностью. Но если такие мысли все-таки приходят кому-то в голову, то лучше всего обратиться за помощью к истории и вспомнить, как еще два с лишним десятилетия тому назад аналогичные потуги потерпели полное и сокрушительное фиаско. Речь идет о попытке США и их союзников после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года ввести международные санкции против Китая.
Напомним, что инициатором международного давления на Пекин в форме тотальной изоляции выступил тогда Вашингтон, который для начала принял целую серию мер по свертыванию двустороннего сотрудничества с КНР. Они включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении КНР, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Дж.Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.
В целях создания на международной арене "единого антикитайского фронта" 14-16 июля 1989 года США созвали в Париже встречу "большой семерки" на уровне глав правительств. Участники встречи приняли политическую декларацию, осуждающую нарушение прав человека в КНР в ходе подавления массовых выступлений в крупных китайских городах. Было объявлено о введении странами "семерки” санкций против Китая, предусматривавших прекращение политических контактов на высоком уровне и недопущение дальнейшего кредитования Китая по линии ВБ, МВФ и АзБР. Западным компаниям была дана установка не торговать с китайскими компаниями и заморозить все инвестиционные проекты в КНР. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, китайское руководство одобрило комплекс контрмер - политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. Было признано важным продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики КНР, не пасовать перед трудностями, продолжать политику реформ и открытости. Разработанная в Пекине обновленная внешнеполитическая линия была нацелена на поиск альтернативных Западу "точек опоры" в политике и экономике, на преодоление последствий санкций, прорыв блокады со стороны западных стран, восстановление и укрепление международных позиций КНР.
Во-первых, была пересмотрена прежняя концепция отношений с глобальными центрами силы, в которой главный акцент делался на отношения Пекин-Вашингтон, в пользу более сбалансированной многовекторной доктрины. На более приоритетное место впервые за три десятилетия были поставлены китайско-советские отношения.
Во-вторых, в региональной политике Китая приоритетное внимание было решено уделять развитию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Особое место в усилиях китайской дипломатии отныне стало занимать налаживание всестороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с развивающимся миром. В общей сложности за два с небольшим года КНР установила дипломатические отношения с 23 государствами мира. Осенью 1991 года КНР была принята в форум АТЭС, началась работа по формированию партнерства Китай-АСЕАН.
Еще одной важнейшей "новеллой" внешней политики КНР явилась резкая активизация участия страны в многосторонней дипломатии. Это выразилось, прежде всего, в указании китайской делегации в ООН теснее блокироваться с государствами-единомышленниками для отстаивания общих интересов.
Одновременно в фокусе внимания Китая оставалось поддержание диалога с США. С целью скорейшего "выхода из окружения" китайская сторона наладила целенаправленную работу с европейскими странами и Японией, использовала свои связи в западных деловых кругах, чтобы убедить их в невыгодности для них антикитайских санкций.
Попытка международной изоляции Китая с треском провалилась. Уже с конца 1989 года механизм антикитайских санкций начал давать сбои. Запад начал быстро осознавать, что политика антагонизации Китая бьет в первую очередь по его собственным интересам.
Первой из ведущих индустриально развитых стран, отколовшихся от "единого фронта”, стала Япония. В августе 1991 года премьер-министр Японии Т.Кайфу первым из лидеров стран "семерки" посетил КНР с визитом.
Примеру Японии последовала Европа. В октябре 1990 года решением конференции министров иностранных дел стран-членов Евросоюза в Люксембурге большая часть санкций по отношению к КНР была отменена.
Сложнее шел процесс восстановления нормальных отношений между Китаем и США. Но и Белый дом в конце концов был вынужден дать "обратный ход". Президент Дж.Буш явно искал достойный выход из острого кризиса, не сулившего особых дивидендов, отдавая себе отчет в тех издержках, который он приносил и еще обещал принести. Состоявшийся в ноябре 1990 года визит министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня в США ознаменовал собой фактическое восстановление контактов между двумя странами на правительственном уровне. Конечно, в отношениях между Вашингтоном и Пекином было сломано еще немало копий, но к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию.
Каким же вышел из этой истории Китай? И каким получился мир после безрассудной попытки создать вокруг него "санитарный кордон"?
Нет необходимости доказывать, что выдвижение Китая в когорту ведущих политических и экономических центров силы неразрывно связано с успешным преодолением остракизма со стороны стран Запада конца 80-х-начала 90-х годов. Наперекор всему страна собралась с силами, сплотилась вокруг Дэн Сяопина и сделала мощный рывок вперед. А США двадцать лет спустя получили в лице Китая серьезного конкурента в борьбе за контуры будущего мироустройства.
Но это был уже не тот Китай, который, будучи обласкан западными странами в 70-80-е годы на волне антисоветизма, казался им таким покладистым и беспроблемным партнером. Пекин научился жестко отстаивать свои интересы, показал способность идти на резкие меры и даже на противостояние "на грани фола" там, где считал свои права и национальное достоинство ущемленными.
Попытки грубого внешнего давления на Китай, вмешательства в его внутренние дела привели к усилению в китайском обществе недоверия к Западу и антизападных настроений. Это сформировало мощную социальную основу для проведения Пекином на международной арене независимой, зачастую фрондирующей по отношению к США и Западу в целом внешней политики.
Сделав из случившегося соответствующие выводы, Пекин стал придавать первостепенное значение вопросам обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности. Санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введенное против КНР оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса.
Предпринятые Китаем внешнеполитические контрмеры привели к существенному изменению глобальной и региональной расстановки сил. Родившееся в те годы китайско-российское стратегическое партнерство и поныне является одним из системообразующих факторов мировой политики. Укрепились позиции КНР в Юго-Восточной Азии, в Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Центральной Азии.
Про кардинальные перемены глобального экономического ландшафта, произошедшие на наших глазах, написаны десятки, а может быть сотни книг. Эти перемены имеют глубокие корни, влияние на них оказали разнообразные факторы. Но едва ли кто-то будет отрицать, что именно в период борьбы за выживание на мировых рынках в начале 90-х годов КНР существенно диверсифицировала свои торгово-экономические связи, прежде всего, за счет развивающихся и сопредельных стран. Особое место среди ее торговых партнеров заняли страны, не поддержавшие кампанию по международной изоляции Китая - Россия, Южная Корея, Сингапур, другие государства-члены АСЕАН, страны постсоветского пространства. Именно с этого времени еще более широкие возможности активизировать свое торговое и инвестиционное присутствие на китайском рынке получили деловые круги Гонконга и Тайваня. Тогда же были разработаны далеко идущие экономические планы и программы Китая.
Одновременно в результате неуклюжей попытки Запада "наказать" Китай мир получил новые разделительные линии и новые очаги напряженности, а прежние конфликты обрели дополнительную остроту.
В отношениях США - КНР образовался гигантский "клубок" трудноразрешимых противоречий и глубокое взаимное недоверие. Это наследие не преодолено и по сей день.
Тень событий двадцатилетней давности до сих пор нависает над отношениями между странами Европы и Китаем. Европейцы вынуждены "по инерции" критиковать Пекин за права человека, а говорить больше хочется об экономическом сотрудничестве. Франция, Германия, Нидерланды были бы не прочь продавать Китаю оружие, но не могут этого делать - запрещено тем самым эмбарго, которое действует и сегодня.
Участие Японии в международной кампании изоляции Китая больно задело китайское руководство и широкую общественность, склонную рассматривать любые действия Токио в отношении Китая через призму преступлений Японии в годы Второй мировой войны. Регулярные вспышки напряженности и конфронтации в китайско-японских отношениях стали отчасти следствием перипетий конца 80-х - начала 90-х годов.
На протяжении нескольких лет западные страны "продавливали" в Комиссии ООН по правам человека весьма тенденциозные резолюции, осуждающие Китай за нарушения прав человека и основных свобод. Благодаря умелой мобилизации международной поддержки Китай постепенно свел эти усилия "на нет". Но Комиссия, а теперь Совет ООН по правам человека на долгие годы стали заложниками острого противоборства и политически мотивированных решений.
Этапное значение имел союз, заключенный Китаем с "Группой 77" по вопросам прав человека на этапе подготовки и проведения Венской конференции по правам человека 1992 года. В Вене развивающиеся страны дали западным странам настоящий бой, отстояв в итоговом документе приоритет права на развитие, одинаково важное значение как политических и гражданских, так и социальных и экономических прав человека, необходимость уважения выбора модели развития, учета национальных условий в осуществлении прав человека. Запад утратил монополию на продвижение своей концепции прав человека в качестве универсальной. Впоследствии Китай перешел в контрнаступление и сам стал критиковать США и Евросоюз за нарушения прав человека, а китайское видение оптимального сочетания между развитием и правами человека многие страны начали принимать как наиболее приемлемую для себя формулу.
Недальновидная политика США побудила Пекин активизировать поиск путей сближения со своим давним соперником - Тайбэем. Результатом этого поиска стал так называемый "консенсус 1992 года", предусматривающий прагматические модальности взаимоотношений между материком и островом. Но Вашингтон не пожелал с этим мириться, увеличил поставки оружия Тайбэю, начал открыто поддерживать сторонников независимости Тайваня. Это спровоцировало осенью 1995 - весной 1996 года опасный военно-политический кризис в Тайваньском проливе.
Скоординированные односторонние действия Запада против суверенного государства, да еще против такого, как Китай, вызвали у многих стран, куда более слабых, озабоченность перспективами обеспечения собственной безопасности. В других регионах, напротив, отсутствие должного внимания и солидарных усилий всего мирового сообщества привело к новым конфликтам и разрастанию нетрадиционных угроз международной безопасности.
Поднял голову международный терроризм. "Аль-Каида" и связанные с ней экстремистские организации "по полной" воспользовались приходом в 1994 году к власти в Афганистане режима талибов для того, чтобы создать здесь мощный плацдарм для своей деятельности.
Был дан толчок расползанию ядерного оружия и ракетных технологий. КНДР приостановила свое членство в ДНЯО и форсировала реализацию ядерной и ракетной программ, результатом чего стал разразившийся в 1993 году острый кризис на Корейском полуострове.
В условиях американских и западных санкций все страны, заинтересованные в развитии нормальных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Китаем, были фактически поставлены перед нелегким и сугубо искусственным выбором - чью сторону принять. Это создавало дополнительную напряженность в международных отношениях в целом.
Итак, стал ли мир от действий США и их союзников демократичнее, справедливее, безопаснее, спокойнее? Укрепилось ли взаимное доверие государств, так необходимое для совместного противодействия глобальным вызовам современности? Какую практическую пользу принесли эти действия? Чего добились те, кто решил к ним прибегнуть? Риторические вопросы.
Уроки, которые следовало бы извлечь из попытки международной изоляции Китая после событий на площади Тяньаньмэнь, очевидны. Языком санкций в современном мире разговаривать нельзя. Попытки сдерживания, изоляции бесперспективны и бессмысленны. В условиях растущей взаимозависимости и неопределенности в международных отношениях любой непродуманный шаг способен обернуться непредсказуемыми последствиями, может бумерангом вернуться к его инициатору. Необходимо раз и навсегда отказаться от силовой политики, а по вопросам, вызывающим противоречия, вести равноправный, взаимоуважительный диалог с целью их разрешения исключительно политико-дипломатическими средствами в строгом соответствии с международным правом. Казалось бы, ясно как Божий день…


Источник: www.mid.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий